Шутить с ребенком. Как?

Недавно мне в руки попала книга Мартина Селигмана об оптимизме. Селигман давно известен в психологии своими знаменитыми исследованиями феномена «выученной беспомощности» (довольно печальная история, расскажу об этих экспериментах в следующий раз). Честно говоря, и я знала его только с этой академичной стороны. Оказалось, что уже довольно давно Мартин занимается исследованиями в области позитивной психологии и изучает те черты характера и особенности человеческого поведения, которые характерны для удовлетворённых, счастливых людей, не обременённых психическими нарушениями. Сейчас Селигман занят описанием "феномена сознательного оптимизма", то есть способности человека влиять на свое мышление, а через мышление - на свое поведение. И, соответственно, - на свое счастье. Книгу Селимана очень рекомендую начать читать, но я еще обязательно расскажу в своих постах о теории оптимизма и о том почему он так важен при воспитании ребенка. Ну а сегодня, от слов к делу – создаем позитивный настрой у себя и малыша! А как? Придумываем смешные истории и юморные сказки! В этой статье расскажу об одном чудесном приеме, который позволит вам с легкостью придумать веселую историю даже если вы не сильны в сочинении сказок! Замечали ли вы, что когда ребенок видит, как мама, вместо того чтобы поднести ложку ко рту, подносит ее к уху, он смеется, смеется потому, что «мама ошиблась» - «Большая, а не умеет правильно пользоваться ложкой!» Этот «смех свысока» - одна из первых разновидностей смеха, на которую способен ребенок. А то, что мама ошиблась нарочно, не имеет никакого значения: как бы там ни было, она промахнулась. Если вам знакома эта ситуация, то вы помните, что можно повторять этот жест несколько раз или варьировать (например, подносить ложку к глазу, к животу ) – результатом будет искренний смех ребенка и масса удовольствия от процесса. Если ваш карапуз уже большой и ест сам (3-4 года) – попробуйте одеваться наоборот (варежки на ноги, носки на руки, путать зимнюю и летнюю одежду) – результат будет тот же! Психологи объясняют, что «смех свысока» - одно из важных орудий познания, поскольку основан на противопоставлении правильного и неправильного, правила и его нарушения. Итак, одно из правил детского юмора мы теперь знаем, так что вперед к сочинительству! Простейшая возможность придумывать смешные истории для малышей - это строить их на «ошибке». Сначала такие истории будут больше «двигательными», чем «словесными». Папа надевает ботинки на руки. Ставит ботинки на голову. Собирается есть суп молотком... Из «ошибочных» движений возникают интереснейшие истории со множеством «ошибочных» персонажей. Вот пара примеров от Джанни Родари, талантливого педагога и автора детских книг. Некто отправляется к сапожнику заказывать пару башмаков...для рук. Дело в том, что этот человек ходит на руках. А ногами он ест и играет на аккордеоне. Это – «человек наоборот». Он и говорит все наоборот. Воду называет хлебом, а глицериновые свечи лимонными леденцами... Пес не умеет лаять. И думает, что его научит лаять кот. Но кот, конечно, научил пса мяукать. Потом пес пошел к корове и научился мычать: му-у-у!.. Лошади захотелось научиться печатать на машинке. Несколько дюжин пишущих машинок изуродовала она копытами. Пришлось соорудить ей пишущую машину величиной с дом, и теперь она на ней печатает, скача галопом... Разновидность «ошибочных» персонажей - персонажи носящие смешные имена или оказывающиеся в непривычных ситуациях. Очень продуктивен для сочинения смешных историй метод насильственного включения заурядного персонажа в необычный для него контекст (или, наоборот, необычайного персонажа в заурядный контекст). Поучиться этому приему можно у уже известных вам детских поэтов – Вадима Левина и Ренаты Мухи:

Семейство слонов Перепугано насмерть – Слоненок простужен: И кашель, и насморк. Лекарства достали, Компрессы готовы, Но ГДЕ продается Платок хоботовый?

(Р. Муха)

История с сундуком

Идёт по дорожке серьезный Индюк, Везёт на тележке железный сундук. Навстречу Корова бежит налегке: — Скажите, — кричит, — что лежит в сундуке? — Простите, я с вами почти не знаком. Пустите, не то зацеплю сундуком. Но грозно Корова идёт к сундуку и очень сурово ревёт Индюку: — Ну, нет! Не уйду я отсюда, пока не скажете, что там, внутри сундука...

Стоит до сих пор на дорожке Индюк. Лежит до сих пор на тележке сундук. И эта Корова не сдвинулась с места. И что в сундуке, до сих пор неизвестно.

(В. Левин)

Стихи – это, конечно, высший пилотаж, но принцип понятенJ А еще в своей повседневной речи мы пользуемся метафорами, истрепанными, как старые ботинки. Мы говорим расшалившемуся ребенку «возьми себя в руки» и не испытываем никакого удивления, потому что этот образный оборот мы слышали и употребляли сотни раз. Для ребенка же он внове: ведь «брать в руки» для него имеет только одно значение – взять какой-то предмет, и это вовсе никак не связано с поведением! И это вполне можно обыграть:

В семье Осьминогов ужасная драма: За ужином ссорятся папа и мама. А бедные дети стоят на пороге И просят родителей взять себя в ноги.

(Р. Муха)

А ведь и правда - нет же рук у осьминога… Или вот выражение «сыплются искры из глаз». Это образное выражение тоже можно обыграть: Жил-был король, который любил глядеть на звезды. До того любил, что, будь на то его воля, он бы не прекращал этого занятия и днем, но как? Придворный врач посоветовал воспользоваться молотком. Ударил король молотком себе по ноге, и, хотя солнце светило вовсю, он действительно увидел звезды: искры из глаз посыпались; но способ этот ему не понравился. Лучше, говорит, пусть придворный астроном стукнет себя по ноге и опишет, какие он увидел звезды. "Ой! Вижу зеленую комету с фиолетовым хвостом...Ой! Вижу девять звезд, три группы по три..." Но астроном сбежал уехал за границу. Тогда король решил следовать за звездами, чтобы всегда видеть только ночное звездное небо и ничего другого. Двор короля разместился на сверхскоростном воздушном лайнере... (пример Дж. Родари) Повседневная речь, бытовая лексика полным-полна метафорами, которые только того и ждут, чтобы их восприняли буквально и развернули в виде рассказа. Тем более что на неискушенный детский слух многие обычные слова тоже звучат как метафоры, поддающиеся раскрытию. Вообще, работа с метафорой и сказкой – отдельная большая и очень важная тема. Ведь дети воспринимают мир именно через образы! Попрбуйте эти приемы сочинения историй! Вам потравится! И детишек подключайте, обычно им очень нравятся такие “сумасшедшие” игры и задания. Если вам хочется научиться сочинять не только смешные истории, но и более подробно узнать о том, как самостоятельно сочиненные сказки помогают наладить контакт с ребенком и уладить многие поведенческие проблемы мягко и без риска для детской психики – приходите ко мне на курс “Сказка – мамина помощница”. Запись в предварительный список уже открыта: http://expertbaby.ru/sbornik-maminyih-skazok/subscribe/

Ирина Воробьева

   
Комментировать
В преддверии сказочного марта. Как разбудить воображение? А у ваших детей есть страшные игрушки?
Все комментарии