А у ваших детей есть страшные игрушки?

На днях в социальной сети наткнулась на размышления своей подруги и коллеги (психолога) об игрушке-монстре, в которую с удовольствием играет ее пятилетняя дочь. Текст заметки цитирую: Со вчерашнего дня в Олином кукольном хозяйстве появилась вот такая монстряшка по имени Франки Штайн. Уже сутки наблюдаю за эволюцией этого прелюбопытнейшего характера. В Олькиных играх она такая типичная плохая девчонка: говорит резкости, ест (о, ужас!) булочки на ночь, поздно встает, тратит деньги направо и налево, очень жестко блюдет свой монстрячий стиль в одежде. Олька отгрохала ей двухэтажный особняк из картонных коробок, выключает в комнате свет, сидит там, завывает и изображает прочие "привиденческие звуки", пытается имитировать скрип дверей, хлопанье ставен и завывания леденящего ветра ))) Трогательно соорудила ей уютную кроватку в виде гробика. На мою попытку как-то "заровнять ситуацию", типа: «Ну, что же она у тебя в гробике спит, может, в кроватку положим», - я получила категорическое: «Ну, мама! Ну ты должна воспринимать ее такой, какая она есть!» Тут мой внутренний психотерапевт, наконец, сделал стойку…заткнулся и …принял как есть )) Что ж делать…) А ведь и правда, многие дети любят играть в страшные игрушки – чертиков, ведьм, скелетов и прочих монстров. У ваших есть такие? Если нет  - срочно купите! И вот почему. Страшные игрушки позволяют ребенку:
  • выразить и отыграть свои негативные эмоции и переживания
  • выплеснуть агрессию и обиду
  • научиться лучше контролировать свои чувства и способ их выражения
  • победить свои страхи (побеждая негативного персонажа в игре)
  • обогатить репертуар сюжетно-ролевой игры
На самом деле, страшные игрушки – это не инновация. Они существовали во все времена и изображали злых мифологических и сказочных персонажей. Ни один народ и ни одна древняя культура не отказывались от подобных игрушек. Например на Руси из глины детям изготавливали фигурки медведей, волков, Змея-Горыныча, Лешего и других подобных персонажей. Фигурки злодеев были созданы для того чтобы дети могли победить свои страхи. Важное отличие древних игрушек от современных в том, что они не были обогащены подробными деталями внешнего вида злого персонажа – таким образом, развивалось воображение ребенка. Игрушка служила лишь символом персонажа, все остальное мог придумать сам малыш во время игры. Традиционные игрушки, изображающие отрицательных героев сказок, можно и сейчас найти в игрушечных магазинах. Зачастую можно встретить Бабу-Ягу, Змея-Горыныча и серого волка. Эти герои сказок очень хорошо известны детям, все их плохие поступки они знают наизусть. Так как малыши знают, что любого отрицательного персонажа обязательно побеждали в сказках. Ребенок может  сам придумывать варианты борьбы со злым героем. Побеждая отрицательных персонажей в игре, он побеждает свои страхи. Также к классическим страшным игрушкам относятся маски, костюмы и прочая атрибутика злодеев, которая позволяет детям окунуться в сюжетно-ролевую игру. Одевая маску, ребенок оказывается в сказочном мире и вживается в тот образ, который хочет отыграть. Зачастую традиционные маски, как и игрушки, не обладают подробной детализацией. Ограничиваются только основными внешними признаками героя. Например, повязка на глазу символизирует пирата, а крючковатый нос и цветастый платок – Бабу-Ягу. С современными игрушками все несколько сложнее, и тут уже требуется больше внимания и знаний от родителей, которые выбирают новомодного трансформера или монстра для ребенка. Александра Романова, психолог Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета, в котором я раньше работала говорит, что современные страшные игрушки преследуют цель, абсолютно противоположную той, ради которой создавались игрушки в древности. «Теперь на полках магазинов вы увидите огромное количество игрушек с агрессивной раскраской, фигурок отрицательных персонажей, монстров, роботов, диких животных и огромных насекомых. И только если очень внимательно искать, среди всего этого сборища негативных персонажей, вы найдёте несколько мягких игрушек, по-настоящему детских машинок и солдатиков, лишенных реалистичного боевого оформления». Все монстры настолько детализированы, что с первого взгляда можно подумать, что они живые. Макияж, костюм и все необходимые атрибуты злодея из мультиков тоже воссозданы очень подробно и более того, любое его оружие функционально. Разумеется, такой реализм и точность привлекает детишек, ведь им в руки попался самый настоящий герой комиксов или мультика! На самом деле подобные игрушки не несут детям особой пользы. Ее многофункциональность, и технологичность могут запутать малыша так же, как и внешний вид игрушки. «Если раньше ребенок точно мог определить, какие персонажи являются злыми, а какие – добрыми, то современный рынок окончательно перепутал все карты. Разве можно с уверенностью сказать, что такие персонажи, как Человек Паук, Бэтмен, Шрек, являются добрыми персонажами? Если судить по их внешнему виду, то вряд ли. Тем не менее, сейчас многие положительные герои также учат детей агрессивности, ведь они тоже дерутся, делают другим людям больно. В итоге мы получаем один агрессивный образ в виде положительного героя и практически такой же образ, только в роли отрицательного персонажа. Теперь у малыша может сформироваться стереотип, что добрый человек тоже может драться и  хулиганить, ведь так поступают его любимые положительные персонажи из мультсериалов и комиксов». Вспомнив о многогранности таких отрицательных героев, как Баба Яга или Кощей Бессмертный, можно сказать, что современные игрушки, как и мультяшные кумиры наших детей не несут в себе такого богатого внутреннего мира. Или несут? Ведь это ребенок придумывает сюжет, характер, игровую ситуацию и все зависит от того умеет ли он играть и фантазировать, а не от конкретной игрушки? А что думаете вы? В какие страшные игрушки любят играть ваши дети? Какие сюжеты они разыгрывают? Как вы сами к этому относитесь? P.S. Друзья, а еще в следующем письме я собираюсь сообщить кое-что очень важное. Мне потребуется ваше мнение по поводу одного вопроса. Следите за рассылкой.

 Ирина Воробьева

Комментировать
Шутить с ребенком. Как? Курс "Жизненный сценарий"
Все комментарии