Методы воспитания ребенка: а может ремня?

Cегодня мы поговорим о наказаниях. С ремнем я, конечно, погорячилась, надеюсь, такой тип наказаний остался в далеком прошлом. А вот отправлять ребенка одного в свою комнату «подумать» или лишить телевизора практикуется весьма часто. Недавно одна подруга рассказала мне о том, как ее трехлетний сын разозлился и кинул книгой в своего папу и... попал. Разумеется, они с мужем разозлились в ответ и отправили ребенка в угол. Эту историю подруга закончила фразой, «психология – это конечно хорошо, но иногда все-таки надо ремня». Да, малыш повел себя агрессивно и неправильно, за что и был наказан - все логично. Но давайте попробуем посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Какие чувства подвигли малыша на бросание книги в папу? Нормально ли это? А может ребенок только учится выражать свои чувства? И можно ли обходиться без наказаний? За детской агрессией практически всегда стоит страх или другая сильная эмоция. Когда ребенок борется со своими страхами или отчаяньем, он может бросить в вас все, что окажется у него в руках или устроить истерику в проходе супермаркета. Так уж сложилось, что протест - это нормальная реакция маленького организма на запрет, приказ, отвержение, страх и связанные с этим стрессы. Конечно, неумение справляться с эмоциями может быть опасно как для ребенка, так и для окружающих. И, конечно, мы говорим ребенку об этом, запрещаем делать вещи, которые нарушают чужие границы, и это правильно. Но вернемся к случаю с моей подругой: ребенок уже понял, что причинил боль своему папе, и что кидание вещей в людей опасно. Но что заставило его кинуть книжку? Возможно, ему все еще нужна помощь, чтобы разобраться с тем, что заставило его сделать это. А вместо этого мы отправляем малыша в угол, где он один на один с собой и со всеми своими переживаниями. Давайте поразмышляем, что именно происходит внутри малыша, которого отправили в угол. Он наверняка испуган за папу, обеспокоен тем, что не смог сдержать себя и причинил боль, он думает о том, что его поступок настолько плох, что ему даже не было позволено помириться с папой и попросить прощения. Возможно, малыш думает о том, насколько он силен, что даже смог поранить или вывести из себя непобедимого папу. И что же делать малышу со всеми этими страхами и стыдом? Конечно же, то, что делают все люди с неприятными эмоциями – стараться избавиться от них. Либо становясь агрессивными, либо безразличными (это про тех, кто говорит «а мне все равно»), либо оправдывают свой поступок, убеждая себя же в собственной правоте. Это то, что происходит с каждым нормальным наказанным ребенком. Он не сидит и не думает о том, как же ему стать лучше. Он борется с негативными эмоциями, которые захлестывают его. Результатами такой борьбы может быть как замкнутость, выраженная в нежелании общаться, так и агрессия, выраженная в драках с младшим братом и т.п.. Часто после наказания ребенок вообще считает себя искупившим вину и чувствует за собой право вести себя как раньше, совершать новые проступки. Продолжение статьи в следующем посте… Ирина Воробьева, Expertbaby.ru
Комментировать
Методы воспитания ребенка: а может ремня? часть 2 или «а что мне оставалось делать?» «Учимся читать и обсуждать сказки с детьми». Часть 2
Все комментарии