«Учимся читать и обсуждать сказки с детьми». Часть 2

Сразу оговоримся: чего в сказке искать не стоит, так это прямых, на поверхности лежащих нравоучений. С точки зрения прямолинейной морали, сказки иногда звучат довольно странно: самым успешным может оказаться самый глупый из братьев, ленивый Емеля добивается любви царской дочери, а какой-то герой добивается своего прямым обманом. Трудно поверить, но такое прямолинейное прочтение привело когда-то даже к гонениям на сказку: в 30-е годы сказки детям читать не рекомендовалось, поскольку они, якобы, «мешают формировать у ребенка реалистические представления о мире». Надеемся, эти опасные (не только для сказки) времена позади. Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что «дети учатся жить у жизни», но если чему-то учиться у жизни – то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать», надо самому решать задачи! Вот и возникает вопрос: каким образом ребенок может получить опыт такого решения, читая сказки? Ведь в сказках все задачи предлагаются, казалось бы, уже в решенном виде. Тут есть два ответа. Во-первых, родитель  должен построить занятие (чтение сказки) таким образом, чтобы ребенок и воспринял сказку как задачу для себя: например, начал искать решение вместе с главным героем или анализировать отношения персонажей друг с другом. Самое интересное и непредсказуемое – в том, что часто дети видят не то действие, которое «запланировал» взрослый, а совсем иное – в этом случае очень непросто пойти навстречу детской инициативе и свернуть с заранее проложенной тропы.  Причем глубины, изумляющие даже бывалых взрослых читателей, открываются именно в ходе дискуссии. А сказки от этого нисколько не теряют своей  непосредственной прелести: именно после решения проблемных ситуаций дети с особенной радостью рисуют понравившиеся эпизоды, рассказывают о прошедших в группе спорах родителям, придумывают собственные сказки. Даже в известном наизусть с детства «Колобке»   можно обнаружить неожиданные секреты! Во-вторых, в ходе изучения каждой сказки нужно уделять время проигрыванию, рисованию и даже придумыванию своих собственных историй. И это не декоративное «приложение», а именно  необходимая ее часть: дети учатся у сказки творчеству.

Ольга Шиян

Комментировать
Методы воспитания ребенка: а может ремня? Сказки: «недетская» литература. Учимся читать и обсуждать сказки с детьми. Часть 1.
Все комментарии