Мама, как мне стать умным?
Дети редко спрашивают нас об этом? Правда? Хотя, уже в дошкольном возрасте замечают, что сильно отличаются друг от друга: кто-то бегает быстрее, кто-то красивый, у кого-то телефон самый дорогой, а кто-то лучше всех соображает…
Чем же отличаются умные дети от своих не слишком сообразительных сверстников?
В каком возрасте можно заметить первые отличия?
Можно ли научить ребенка быть умным? А если можно, то как?
А может вообще не нужно обращать на это внимания?
Если вы уже задавали себе эти вопросы, приглашаю вместе подумать над ответами.
Сразу оговорюсь – слово «умный» я буду употреблять в обобщенном смысле. Быть умным не значит отчаянно любить математику и запоем читать энциклопедии, хотя это не исключается. Но для меня это скорее синоним способности оказывать эффективным в различных жизненных ситуациях. Нельзя быть успешным во всем, возможно, возразите вы?
Ведь существуют и определённые индивидуальные различия. Одни дети учатся быстрее, другие медленнее. Одним легче даётся всё, что связано с логикой и цепочками последовательных действий, другим – всё то, где нужна фантазия и образное мышление.
И тем не менее любой ребёнок с нормальным мозгом может стать умным – т.е. научиться правильно использовать свои сильные стороны и эффективно решать жизненные задачки разного типа – от коммуникационных до логических. При одном условии - если вы будете внимательны к его склонностям и особенностям и приложите достаточно усилий, чтобы создать благоприятные условия для развития его интеллекта=)
Итак, чем же все же отличаются дети?
Уже с самого раннего возраста мы можем заметить, что какие-то малыши более любознательны (подолгу занимаются новыми игрушками, любят «сложные» игры, требующие внимания и смекалки, задают много вопросов, могут сами находить себе занятие), а кто-то, напротив, пассивен (не любят рассматривать картинки, предпочитают игры, где все происходит «быстро и шумно», игрушки я яркими эффектами, постоянно требуют внимания взрослого).
Присмотритесь к своим детишкам. Если малышу уже 4-5 лет, вы можете легко заметить признаки интеллектуальной активности (любознательности) или интеллектуальной пассивности.
Признаки вкуса к интеллектуальной деятельности:
1) Ребёнок умеет и любит долго и сосредоточенно играть в конструктор, складывать мозаики, рисовать, лепить, строить из кубиков
2) Ребёнок играет в достаточно сложные и разнообразные ролевые и конструктивные игры
3) Ребёнок легко осваивает игры с правилами и любит в них играть. В 3-4 года это могут быть простейшие игры с передвижением фишек по полю, простые варианты лото, детское домино; в 5-6 лет к играм с передвижением фишек по полю, лото и домино могут добавляться шашки, карты, пасьянсы, нарды или шахматы
4) Ребёнок любит и умеет фантазировать; чем он старше, тем сложнее и богаче становится его воображение. Он легко придумывает сюжеты игр, сказок или небылиц
5) Ребёнок готов совершать интеллектуальные усилия и преодолевать трудности, например, собирая робота из конструктора, складывая мозаику или отгадывая загадку
6) Ребёнок любит, чтобы ему читали книжки, готов долго и с интересом их слушать
7) Ребёнок задаёт много вопросов, удивляется необычному, спрашивает, когда ему непонятно
8) Ребёнок любит книжки с занимательными заданиями (лабиринты, простейшие логические и арифметические задания, сравнение картинок, загадки и т.д.)
9) Ребёнок умеет играть один, он может долго играть в конструктор, рисовать, сочинять, играть в сюжетно-ролевую игру и т.д.
Симптомы интеллектуальной пассивности:
1) Ребёнок не умеет ни на чём (кроме телевизора, видео и компьютера)сосредотачиваться, при любом занятии он постоянно отвлекается и его внимание перескакивает то на одно, то на другое
2) Неразвитость ролевых и конструктивных игр, их однообразие, преобладание эффектных манипулятивных игр (нажать кнопку и запустить машину или подъёмный кран). Часто в сочетании с более или менее ярко выраженными элементами разрушительности и агрессивности
3) Ребёнок не умеет и не хочет играть в сколько-нибудь сложные игры с правилами, он с трудом запоминает их правила; может испытывать трудности в усвоении норм и правил в повседневной жизни
4) Ребёнок не любит и не умеет придумывать, фантазировать или представлять что-то «внутри себя»
5) У ребёнка нет ни желания, ни привычки совершать интеллектуальные усилия, он быстро утомляется при выполнении любых заданий, где надо подумать, категорически не хочет напрягаться
6) Ребёнок не любит, чтобы ему что-либо читали, ему это неинтересно
7) Ребёнок редко задаёт вопросы, ему мало что интересно, ничто его не удивляет
8) Ребёнок не любит книжки с занимательными заданиями
9) Ребёнок не умеет себя занять, оставаясь один, он либо «приклеивается» к экрану (телевизора, видеомагнитофона, компьютера), либо пребывает на уровне чисто манипулятивных действий (многократно воспроизводит одно и тоже действие, не выстраивая никакого сюжета или повторяя один и тот же примитивный сюжет)
Вне зависимости от того, каких «галочек» вы поставили больше, не забывайте, что стремление учиться и познавать мир заложено в ребенке с рождения. У человека очень мало врождённых готовых форм поведения, но зато очень мощная врождённая программа «учиться и исследовать». Она позволяет малышу освоить множество способов поведения, нужных именно в тех условиях, в которых он появился на свет. С этой врождённой программы – с ориентировочно-исследовательской активности, присущей всем без исключения здоровым младенцам и проявляющейся в стремлении всё потрогать, рассмотреть и даже попробовать на вкус, – и начинается развитие интеллекта.
И наша с вами задача эту врожденную программу «активировать»!
О том как развить у ребенка любознательность и интеллектуальную активность читайте в следующей статье.
Ирина Воробьева
Все комментарии