Как помочь ребёнку стать любознательным и интеллектуально активным?

В прошлой статье мы с вами поразмышляли о том, какие преимущества есть у любознательного и активного малыша. Почему он скорее вырастет сообразительным и целеустремленным. Узнали как можно распознать ранние признаки вкуса к интеллектуальной деятельности и, напротив, интеллектуальной пассивности. Если не читали статью или пропустили предыдущую рассылку, смотрите ее тут: http://expertbaby.ru/mama-kak-mne-stat-umnyim/ Ну а сегодня давайте обсудим что же можно сделать для того, чтобы развить в ребенке любознательность, стремление активно исследовать окружающий мир и интеллектуальную активность. Прежде всего необходимо поддерживать, стимулировать и обогащать исследовательскую активность ребенка. Не удивляйтесь! Уже для новорожденного ребенка одно из главных удовольствий в жизни – узнавать как все устроено и исследовать пространство, в котором он оказался. Приведу в пример результаты одного любопытного исследования. Представьте, что вам нужно узнать – может ли новорожденный ребенок обучаться? Конечно, может, скажете вы – он же растет, развивается, чему-то научается со временем… Но в психологии все намного серьезней! Ученые решили узнать как именно и чему именно можно научить младенца. И сразу же они столкнулись с очевидными сложностями: 1)     как узнать, что ребенок освоил новое знание или запомнил предложенную информацию (скажем, последовательность из четырех действий). Сказать он не может ведь, а как простимулировать ребенка использовать свое новое знание тоже неясно (не голодом же морить). Отсюда следует вторая трудность 2)     какую цель можно предложить младенцу и как сделать так, чтобы он захотел ее добиться? Чем вообще можно заинтересовать новорожденного так, чтобы он начал прилагать дополнительные усилия? Исследователи испробовали все: яркие игрушки, погремушки, музыку, буквально целые шоу устраивали перед изумленным ребенком. Но оказалось, что единственным настоящим стимулом для ребенка является сама возможность чему-то научиться. Обнаружилось это с помощью обыкновенной лампочки, которая загоралась в тот момент, когда малыш поворачивал голову в ее сторону. Это открытие он делал, конечно, случайно, никто его не дрессировал) Несколько раз он «подтверждал» свое наблюдение, потом уже только изредка проверял «все ли работает как раньше». Все работало, и малыш продолжал жить своей пузырепускательной жизнью. Но вдруг! Лампочка перестает загораться – это хитрые экспериментаторы решили посмотреть – захочет ли ребенок искать новую закономерность. И захотел! И пока не нашел не угомонился. Оказалось, что нужно повернуть голову сначала налево, а потом направо – и отношения с контролем лампочки восстановлены! После еще, и еще (лампочка переставала подчиняться «приказу») – и каждый раз младенец искал причину, обнаруживал закономерность, проверял ее несколько раз и только потом успокаивался. Ну чем не настоящее исследование?! Так и оказалось, что главный стимул для учебы – не награда, а сама возможность научиться, узнать новое, убедиться, что закономерность обнаружена! Такая исследовательская активность – врожденная способность любого ребенка! Первоначально она проявляющейся в стремлении всё потрогать, рассмотреть и даже попробовать на вкус. Но именно с этого начинается развитие интеллекта! От нас требуется только не растерять эту детскую любознательность «по дороге взросления», не подавить это детское устремление к новому знанию. Самое простое что можно для этого сделать – создать для ребенка достаточно разнообразную среду, чтобы его интерес к окружающему не ослабевал. Для этого нужно как можно чаще делать три вещи: 1) каждый день обязательно играть вместе с малышом. Ребенку не нужно большое количество игрушек. Важнее – играть вместе с ним, показывать игровые действия с предметами, эмоционально наполняя содержание своих действий, комментирую то, что придумал делать сам ребенок, поддерживая его, если что-то не удается. Именно совместная интересная для ребенка деятельность со взрослым – критически важна для его дальнейшего интеллектуального и эмоционального развития. Дети, с которыми взрослые не играют, не только слабее интеллектуально – как правило, с ними труднее о чём-то договориться, они хуже слушаются родителей и чаще капризничают. 2) как можно больше разговаривайте с ребенком. Человеческая речь – это средство не только общения, но и мышления. Для развития интеллектуальной активности и любознательности ребёнка наиболее важны два типа разговоров: ответы на вопросы, которые задаёт ребёнок, комментирование его и ваших действий во время игры или другой деятельности, совместное размышление по поводу сложных задачек. Практически все дети страстно любят задавать взрослым вопросы (ведь, чтобы научиться задавать их самому себе, нужно сначала научиться спрашивать другого и обязательно получать ответ или комментарий). Иногда мне кажется, что дети задают так много вопросов с одной лишь целью – найти тот, на который взрослый не знает ответа=) В этот момент они жутко радуются и затаенно ждут что же дальше…Скажет ли мама «Отстань, мне некогда…», отправит к папе или к энциклопедии или предложить подумать вместе, покажет какую-то «зацепку» для поиска ответа! Эта последняя стратегия очень важна – именно она поддерживает в ребенке желание искать ответы даже там, где некого спросить или никто (даже взрослый!) не знает ответа. 3) Рассматривайте вместе с ребенком картинки, читайте ему детские книжки и рассказывайте сказки и разгадывайте загадки. Взрослый – это своего рода проводник в мир культурных образов, форм, звуков, правил, отношений, способов мыслить и реагировать на события. Вы, может, удивитесь, но ребенка действительно нужно учить смотреть, слышать, различать, видеть закономерность, наслаждаться красотой,  ритмом. Кроме этого, необходимо показывать ему разные способы размышлять и находить ответы на неочевидные сложные вопросы. Если вам кажется, что у вашего ребёнка уже сложился синдром интеллектуальной пассивности, то вам надо делать всё то же самое: играть вместе с ребёнком, разговаривать, читать ему книжки и рассматривать с ним картинки, размышлять вслух. Возможно, вам придётся прикладывать больше усилий и изобретательности для развития его любознательности и интеллектуальной активности. Но это возможно! Просто начните и вы увидите изменения уже через несколько месяцев! Ну а с чего точно стоит начать – так это с чудесного вебинара нашего эксперта Ирины Рогожкиной. Ира математик и психолог (прекрасной сочетание на мой взгляд!), уже несколько лет занимается с детишками и раскрывает их скрытые таланты! Ирине можно задать вопросы про то как заинтересовать ребенка занятиями, как правильно подсказывать, как хвалить, как мотивировать, в этом она, и правда, большой специалист! Заходите! Смотрите запись вебинара, комментируйте, задавайте вопросы: http://youtu.be/Ql4mOc_-UEI  

Ирина Воробьева

   
Комментировать
Депутаты просят запретить иностранные игрушки, "влияющие на детскую психику" Мама, как мне стать умным?
Все комментарии