Необычная постановка вопроса, да? Чаще можно найти статьи и информацию о том, что в развитии малыша может пойти не так, что считать нормой и какие признаки в поведении ребенка можно отнести к «неправильному» развитию.
В этом посте я хочу поговорить с вами о противоположных вещах. О том, что же позволяет ребенку, иногда не смотря на всяческие сложности, развиваться правильно!
Прежде всего дело в том, что при видимой беспомощности первых месяцев жизни, ребенок от рожденья обладает хорошим стартовым потенциалом: любознательный, бодрый и внимательный младенец с первого дня принимает участие во всем, что происходит вокруг него. Он с интересом наблюдает за своим окружением, общается с ним и исследует его, адаптируется и подстраивается под новые условия. Тело ребенка тоже постепенно становится для этого важным инструментом. Оно помогает ребенку изучать окружающий мир и царящие в нем законы. Движение не только подгоняет интерес к исследованию, но и позволяет ребенку получить отклик на свои действия, выяснить, что ему удалось добиться, насколько успешны были его старания, осознать, чему он научился путем проб, ошибок и повторений.
К концу первого года жизни беспомощный младенец превращается в компетентного живого малыша: он активно пользуется органами чувств, умеет передвигаться, исследует окружающий мир и создает свои собственные представления о нем.
Итак, у малыша действительно есть все, что нужно для старта:
- активность, т.е. желание действовать и познавать (предъявлять себя миру) и
- адаптивность, т.е. внимательность к тому что вокруг, умение подстроиться и научиться (предъявить мир себе).
Обладая этими двумя базовыми свойствами, ребенок может справляться с порой очень неблагоприятными условиями внешнего мира (от бытовых до психологических). До определенной степени активность и умение адаптироваться позволяют ребенку развиваться правильно и гармонично. Более того, если нам удается бережно сохранить эти два базовых свойства детской психики, то есть серьезный шанс избежать многих рисков «неправильного» развития в последующих возрастах.
Вообще, поддержка детской активности и инициативы, на мой взгляд, самая главная задача родителей и специалистов по детскому развитию. Всякие модные программы развития и технологии воспитания не имеют смысла, если губят самое ценное, что дано ребенку от рождения – желание действовать (изменять) и способность адаптироваться (меняться).
Но чтобы ребенок мог хорошо развиваться, побуждаемый собственной любознательностью и удовольствием от совершаемых движений, его основные потребности должны быть удовлетворены. Даже самая красивая игрушка останется без внимания, если ребенок голоден; ему не захочется ползать, если его беспокоят мокрые подгузники.
Физическое и психическое благополучие – необходимые предпосылки для удовлетворения других, более сложных потребностей, таких как потребность в игре, движении, общении. Чтобы ребенок мог раскрывать и развивать свои способности, радоваться жизни и учиться полноценному общению с другими людьми, окружающие должны не только защищать его и заботиться о нем, но и удовлетворять целый ряд его психологических потребностей.
Принято считать, что Основные потребности ребенка, которые позволяют ему быть активным и адаптивным, это:
- общение с другими людьми и привязанность к близкому человеку
- любовь и забота;
- признание и подтверждение собственной значимости;
- пространство для игр и действий;
- возможность принимать решения;
- возможность действовать самостоятельно;
- время, предоставленное ребенку в его собственное распоряжение;
- сенсорный и познавательный опыт.
Все эти потребности существуют не по отдельности, а во взаимосвязи друг с другом. К примеру, если у ребенка нет взрослого, с которым его связывают прочные эмоциональные узы, малыш не сможет воспользоваться предоставленным ему для игр и действий пространством в полной мере, как он сделал бы, будь у него близкий человек.
Признание со стороны других людей является решающим условием для развития способности принимать самого себя. То, как ребенок будет относиться к себе и другим, в первую очередь зависит от отношения к нему родителей и других людей. Поэтому важнейшими потребностями ребенка является любовь и забота, признание и подтверждение его значимости.
В следующих статьях я подробней расскажу о каждой из этих потребностей и о том, как правильнее удовлетворять их, помогая ребенку сохранять интерес к миру, активную позицию и желание учиться новому.
Ирина Воробьева
Все комментарии