Интервью с Анастасией Белолуцкой о "современном ребенке"

Оправданно ли выражение "современный ребенок"? Мы часто употребляем его, как бы подразумевая, что раз в окружающем мире произошло много изменений - то и характеристики детства стали другими. Но может быть, меняются не дети, может быть темп жизни взрослых делает для них невозможным прежнее общение с детьми и создает иллюзию появления "современного ребенка"? Об этом мы поговорили с Белолуцкой Анастасией.

- Как Вы считаете, изменились ли возрастные характеристики детей дошкольников  по сравнению с предшествующими десятилетиями, или это один из мифов?

Выражение «современный ребенок» я считаю вредным, а вот выражение «современное детство» вполне уместным. Словосочетание «современный ребенок» уводит нас от сути проблемы, как бы подразумевая, что «дети теперь какие-то другие». Дескать, мы-то все делаем правильно,  а вот они, инопланетяне какие-то: в первый класс идти не хотят, на детской площадке обсуждают не друзей и соседей, а интернет-персонажей, внимание рассредоточено, сидеть не хотят, дай волю обставятся десятью мониторами и будут следить за происходящим на каждом из них, вполне комфортно себя чувствуя. Может, если бы было возможно провести какое-то сравнительное исследование мозга ребенка 21 века и 19-го, то и обнаружились бы отличия в плотности и характере нейронных связей в связи с разгулом сегодняшних информационных технологий, но утверждать, наверняка нельзя. А в смысле именно психологического развития, я уверена в том, что сами закономерности, по которым оно протекает, остаются неизменными в веках. Другой вопрос, что набор факторов, который влияет на ребенка претерпел существенные изменения. И в этой связи говорить о современных особенностях протекания периода детства или если короче о «современном детстве» вполне можно. Много написано о необходимости переваривать невиданное количество информации. Ну, где видано, чтобы ребенок приходил в первый класс, уже побывав в трех-пяти странах? Уже посмотрев десяток  образовательных мультсериалов, где условные «фиксики» уже поговорили с ним и о космосе, и о силе притяжения, и о том, как устроены эпидемии и так далее. Это не говоря о двух сотнях необразовательных мультсериалов, из которых он (ребенок) усвоил всю поп.культуру от корки и до корки. Понятно, что это невиданное разнообразие, с одной стороны, создает иллюзию, что «школа» и вообще не нужна, с другой стороны, вызывает недоумение взрослого поколения, когда «яйца» вполне могут учить «курицу», например, выкладывать видео на  youtube. Создается полное ощущение невиданных темпов «развития». Как говорится, сейчас «не дети, а скороспелки». Однако, это ведь такое очень обывательское представление о детском развитии. Да, информации в голове через край, да, есть некоторые навыки, которыми владеют дети и не владеют мамы, да есть реакция нервной системы на все это (возбудимость, ВСД и проч), но инициативность и произвольность, как были, так и остаются главными достижениями дошкольного возраста. Если они сформировались к школе – зачет; если нет, придется делать работу над ошибками. Изменились не дети, а социальная ситуация развития, на мой взгляд. Это в свою очередь накладывает на взрослого рядом с ребенком определенные новые требования. Какие? И вот тут хочу отметить еще одну особенность современного детства, помимо гаджетов. Мы много говорим о том, что дети - акселераты и развиваются в десять раз быстрее, чем сто лет назад. То есть казалось бы, период детства должен очень быстро проходить в таком случае? Однако одновременно с этим, можно встретить массу публикаций, относительно того, что главным бичом современного взрослого общества является инфантилизм. Даже термин изобрели «кидалты». И? То есть период детства наоборот болезненно удлиняется? Дети и взрослые пошли «на встречу друг другу»? Дети стремительно взрослеют, а взрослые … вроде как бы и не взрослые? Тут кроется очень серьезный риск, как мне кажется. Дело в том, что вот такой «очень информированный современный ребенок» невероятно нуждается в настоящем всамделешнем взрослом именно для того, чтобы полноценно прожить период детства, счастливо его закончить и смочь в свою очередь стать хорошим родителем для еще более современного ребенка. А эрзац-детство приводит к эрзац-взрослости неминуемо. Так что, еще раз повторюсь, что, с моей точки зрения, предметом очень пристальных и глубоких исследований должна стать именно современная ситуация развития детей, а не сами «возрастные характеристики ребенка 21 века». Причем, я бы сказала, что сейчас такая работа, как никогда, имеет в полной мере стратегическое значение.

- Что происходит с игрой дошкольника? Существуют полярные точки зрения по этому вопросу. В соответствии с первой, в силу ряда причин игра разрушается, дети 6 лет играют как 4-летние. В соответствии со второй, скорее речь должна идти не о разрушении игры, а о ее качественном изменении, и проблема в том, что взрослые не поспевают за этим процессом. Какую из позиций Вы считаете более объективной?

Из опыта своих частных наблюдений могу сказать, что с игрой как таковой ничего особенного не происходит, за исключением того, что дети делятся на две группы: те, которые играть умеют и те, которые не умеют совсем и вообще не понимают, извините за выражение «в чем прикол». Связано это, как правило, с той самой социальной ситуацией развития, о которой шла речь выше. Все отмечают исчезновение привычных «развивающих и социализирующих институтов», типа «двор». Да, это правда. Дети в городах самостоятельно не гуляют до подросткового возраста. Игре теперь надо учить специально –  в три-пять лет садиться и играть с ребенком в куклы, вместо того, чтобы учить буквы. Другой вопрос, что игра со сверстником, это совсем не то же самое, что игра со взрослым. Соответственно водить на детские площадки, где много детей, не контролировать поведение ребенка на детской площадке – пусть общается сам. Скорее всего, рано или поздно повезет и с кем-то, да заиграет. А у нас с дочкой получилось интересно и очень «современно». Она не играла в игрушки лет до пяти вообще. Я, конечно, очень переживала. А потом, будучи в пять лет, уже активным Интернет-пользователем, ребенок нашел на  youtube огромное количество роликов, которые делают девочки примерно ее возраста и старше. Сейчас очень модно среди дошкольников и младших школьников снимать, как они играют в героев популярных мульт.сериалов и выкладывать «на свой канал». Просто прямо натуральный процесс игры. И вот все чаще я стала заставать дочку за таким занятием: расставлены игрушки, стоит планшет, включен ролик как играют другие девочки. И, смотрю, моя Оля играет «в тоже самое». У нее было полное ощущение, что она в компании. И вообще, надо было видеть, как внимательно, она за ними наблюдала, просто впитывала любые нюансы. И вот, случилось чудо! В итоге игра просто стремительным темпом созрела! Теперь уже без всяких моделей, она может играть часами в очень сложные сюжеты с огромным количеством персонажей. Что, конечно, не отменяет того, что в деревне я приложила максимум усилий, чтобы деревенские дети «все играли у нас». Наш участок это место притяжения окрестной детворы, во многом потому что «с Олей интересно играть».

- Является ли понятие "свободы" важным для дошкольного образования? Как обстоит дело со свободой для ребенка в современном российском дошкольном образовании?

- Понятие «свобода» применительно к дошкольному детству является критичным и стратегическим.  Именно в этот период ребенок должен научиться проявлять инициативу и самостоятельно обустраивать некоторое пространство вокруг себя, понять, что у него, такого маленького, есть культурные способы влиять на окружающую действительность, помимо инфантильной манипулятивной истерики. Мне кажется, если ребенок в этот период полноценно проживет ситуацию свободы (то есть связки «инициатива-ответственность-инициатива»), то потом он просто даже на интуитивном уровне не перепутает ее с «вседозволенностью» или наоборот с «управляемой демократией» или чем-то в этом роде.

Использованы материалы http://vogazeta.ru/

Комментировать
Праздник осени в детском саду № 5 Депутаты просят запретить иностранные игрушки, "влияющие на детскую психику"
Все комментарии