Родить второго ребенка: готовимся правильно, часть 2

Разница в возрасте между детьми два-три года. Двух- трехлетний ребенок все еще (по праву!) слишком эгоцентричен, т.е. центрирован на себе, поэтому принять частичный отказ во внимании матери ему еще очень тяжело. Рождение сиблинга (другого ребенка в семье) в этом возрасте - достаточно сильный стресс для малыша. Реакции могут быть совсем разными от открытой агрессии, направленной на второго ребенка или родителей или ревности до ухода в болезнь (проверенный способ вернуть маму обратно) и чрезмерной инфантильности, так называемого «отката назад», на предыдущие стадии психосоматического развития. По поводу маленькой (но все же уже ощутимой) разницы в возрасте существует и масса противоположных мнений. Однако, по большей части, они исходят не из пользы детям, а из удобства для мамы: удобно купать вместе, удобно водить в один сад, они вместе играют. При этом замалчивается тот факт, что маленькому (примерно до 3-4 лет) ребенку необходим именно индивидуальный (еще его называют диадный, т.е. парный) контакт с мамой, притом никто из членов семьи, даже папа, не могут этого контакта заменить.  Ведь, маленькие дети не случайно так ожесточенно борются за внимание именно мамы! Она им действительно нужна больше, чем наполовину. Ситуация особенно обостряется, когда большая часть времени мамы уходит вообще не на детей, а на другие заботы по хозяйству или «временя для себя», которое оборачивается сидением за компьютером. Конечно, непрерывно заниматься с ребенком тяжело, и эмоционально и физически. Но обязательно обратите внимание на то, как вы проводите время с детьми. Когда вы вместе,  контакт должен быть полноценным. Старайтесь быть ВМЕСТЕ (с одним из детей) на 100%. Только тогда ребенок способен поверить, что он чего-то стоит и заслужил внимание. Он не станет бороться за него неконструктивными способами (капризами, плохим поведением и пр.). Пока вы пытаетесь успеть несколько дел одновременно – покормить одного, пока разговариваете с другим - вы имеете неполноценный контакт как с одним ребенком, так и с другим, плюс вдвое больше устаете сами. Будьте готовы к тому, что подталкиваемые инстинктами конкуренции, они будут просить одного и того же в одно время. Может показаться, что это вредность («как только собрались выходить из дома, ему срочно нужно в туалет» или «только нашла минутку уединиться и покормить грудничка, старший – моментально умирает от голода»). На самом деле это сигнал о том, что малыш не справляется со своими эмоциями, не знает как правильно получать ваше внимание. Просто будьте внимательны к его нуждам, реагируйте спокойней, стараясь помочь малышу, а не выплеснуть свою злость и усталость. Если вы будете терпеливы и внимательны, впереди вас ждет немало радостных минут, ведь у деток обязательно будут общие интересы и друзья, они будут с удовольствием играть друг с другом. Второй ребенок будет развиваться быстрее, подражая старшему брату или сестре: он рано научиться кушать самостоятельно, проситься на горшок и много чего другого. Разница в возрасте три-четыре года. В 3-4 года малыш, в силу возрастных особенностей, уже достаточно хорошо знает своих родителей, знает, что даже если их нет рядом, он любим. В этом возрасте дети уже умеют ждать, выполнять обещания, учатся проявлять заботу и учитывать позицию и мнение другого человека. В это время ведущей деятельностью (активностью, которая задает вектор развития) становится игра. Это значит, что ребенок готов выйти из симбиотических, диадных отношений с мамой (в речи появляется местоимение «Я»). Фокус интересов смещается на  других людей, правила использования предметов, социальные роли. У малыша уже есть элементарные представления о том какого он пола, возраста, что он когда-то вырастет и станет как один из родителей.  Первым проводником во взрослый мир обычно становится папа – ребенок с удовольствием может проводить с ним много времени, совершенно не беспокоясь о том, где сейчас мама. Папа это еще и внешний мир, такой интересный и загадочный. К четырем малыш уже самостоятельный, у него имеется свой круг интересов, свои друзья, ребенок ходит в садик и поэтому мама может более эффективно распределить время между детьми. Днем можно посвятить время новорожденному малышу, а после садика побаловать старшего своим вниманием и заботой. Старший может быть отличным помощником, главное не обделять его вниманием и максимально подготовить к появлению еще одного члена семьи. Один из важных плюсов этого возраста – с ребенком уже можно разговаривать «на взрослом» языке. Его словарного запаса и эмоционального опыта вполне хватит, чтобы обсудить с вами свои ожидания и страхи перед появление второго ребенка. Обязательно воспользуйтесь этой возможностью, ведь чем более подготовлен ребенок, тем более гармонично он воспримет все изменения в вашей семейной системе.

Ирина Воробьева

Вы можете оставить комментарии по статье Родить второго ребенка, часть 2 ниже. Если вы хотите получать новые статьи нашего блога по почте, заполните форму "Будьте с нами" справа на этой странице.
Комментировать
Видеокурс Жизненный сценарий Ваша терапевтическая сказка
Все комментарии