Первый дистанционный центр развития ребенка

Что делать, если ребенку скучно?

Опубликовано Дек 6, 2013 в Блог | 8 коммент.

Что делать, если ребенку скучно?

«Посиди со мной, поиграй со мной! Мам, мне скучно!» — наверняка и Вам доводилось слышать подобное нытье, когда ребенку скучно и ему нечем заняться. Обычно, мы замечаем эти фразы острее, когда нам самим как раз есть чем заняться!

Первая реакция, как правило, конечно, раздражение: «В конце концов, займись уже чем-нибудь! Поиграй, вот сколько у тебя игрушек!». А про себя мы думаем: «Ну почему сейчас!? Ведь час назад у меня было время, и я предлагала тебе поиграть!» И вот, невольно просыпается голос совести. Возникает стойкое чувство вины вечно занятой мамы перед «заброшенным» ребенком. Хочется что-то срочно сделать, чтобы исправить невыносимое положение малыша. И Вы «чешете затылок» в поисках ответа «чем бы таким его занять?».  Иногда даже бросаете свое занятие и самоотверженно отправляетесь развлекать отпрыска. В крайнем случае, включаете ему компьютер или даете планшет (смартфон).

Но постойте! Скука – это не Ваша вина! Это всего лишь следствие того, что ребенок еще не умеет сам занять свое свободное время. А этому обязательно нужно учиться. Планировать, действовать самостоятельно, занимать себя – важные приобретения дошкольного возраста. Так что скука – вовсе не враг и не повод корить себя за плохую организацию детского дня. Скука нужна детям, чтобы взрослеть!

Давайте посмотрим почему дети вообще начинают скучать? В каком возрасте и в какой ситуации Вы заметили это впервые? Ведь обычно вокруг так много интересного, дети, порой, удивляют нас тем, что могут придумать игру буквально из ничего, моментально найти себе занятие, быстро подружиться с незнакомым ребенком на площадке… Так откуда же вдруг эта скука берется?

Дети научаются скучать о разным причинам.

К примеру, бывает скучно, в перерывах между делами и занятиями, которые мы придумали для ребенка. Мы все заранее распланировали (рисование, балет, лепка, музыка), но в перерывах внутри такого структурированного расписания дети грустят. У них возникает что-то вроде «опустошения», с которым они не знают что делать, ведь опыта у них нет – обычно занятие придумывает мама или учительница (воспитатель).  Таким детишкам просто необходимо оставаться наедине с собой и своим свободным временем. Нужно учить их самих искать или придумывать себе занятие, прислушиваться к своим интересам и желаниям, выбирать, самостоятельно брать ответственность за свое личностное пространство и уважать границы других людей.  Иначе, ребенок может вырасти зависимым от чужого мнения, безынициативными, эмоционально пассивным.

Второй вариант – дети просто борются за Ваше внимание, за возможность побыть с Вами. Особенно часто так бывает, если Вы действительно сильно заняты и проводите не много времени с ребенком. Деткам может не хватать общения и их нытье «скучно» — просьба о любви, и скуку таких детей желательно развеять совместными занятиями: сходить в парк, почитать, соорудить что-то вместе.

Третий вариант – скука может быть признаком тревоги или сниженной познавательной активности.  Часто встречается у детей, привыкших к готовым развлечениям в виде компьютерных игр или электронных «развивалок», которые всегда под рукой (на телефоне или планшете).

Психоаналитик Отто Феничел (Otto Fenichel) сформулировал еще одну причину: «Скука появляется, когда нам нельзя делать то, что мы хотим делать или должны делать то, что мы делать не хотим». Достаточно яркий пример, правда? Особенно если вспомнить ненавистный тихий час в детском саду или стояние в очереди.

В общем, с одной стороны – скука это неизбежная реальность, с которой и мы, и наши дети периодически сталкиваемся. Вопрос лишь в том, что мы делаем с ней. Поддаемся ее вязкому влиянию или сопротивляемся и учим своих детей искать интерес и смысл в происходящем вокруг.

Поэт Иосиф Бродский и солидарный с ним философ и детский писатель Оскар Бренифье предлагают совсем другой способ. Вместо того чтобы скуку развеивать, прогонять, можно предаться скуке, когда она вас одолевает, погрузиться в нее, дойти до самого дна, исследовать ее и себя в ней. Ведь скука говорит на языке времени, ей предстоит преподать нашим детям наиболее ценный урок — урок бесконечности времени и нашей незначительности на этом фоне. Когда человеку скучно, в коре головного мозга преобладают процессы торможения. Скука — своего рода перезагрузка мозга, дверь в медитацию, отдых от вечной болтовни и суеты.

Неструктурированное время — зачастую единственный способ исследовать свой внутренний мир в наш век скоростей и мгновенных сообщений. Неструктурированное время — начало творчества. Окунитесь в свое детство: дверь подъезда захлопывается и вот вы стоите посреди пустого двора в оцепенении. Зной, жужжание мух, даже солнцу скучно светить. Вы тыкаете асфальт носком ботинка, присматриваетесь к кирпичам старого дома, заглядываете в углы, бродите неприкаянно. И вдруг среди этой вязкой пустоты, вакуума возникают идеи «А пойду-ка я покатаюсь на велике», «Зайду за Вовкой», «Построю шалаш». Эти вязкие минуты — часы — своего рода вызов растущему человеку. Толчок к поиску своего призвания, к исследованию своих склонностей и талантов, занятий, которые захватывают целиком, по-настоящему, без компромиссов.

Только в молчании скуки зачастую можно начать думать и воспринимать мир целостно. Скука может стать лупой, линзой, с помощью этого инструмента вдруг разглядишь узор на обоях, пылинки, которые кружатся по комнате, услышишь тиканье часов.

Нашим детям, на мой взгляд, стоит научиться понимать, что такое свободное время и что с ним можно делать. Как его занять, как проводить, как распределять, как выбирать подходящие занятия. Если они не научатся это делать в детстве, то когда?

Ирина Воробьева

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

8 комментариев

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.

  1. go.human@ya.ru

    Да,но не для всех возрастов.точно не до 5 лет. Есть прекрасное стихотворение » не позволял душе ленится, чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».

  2. варвара рюмина

    блииин.вообще родители даже ребёнка не знают чем занят

  3. Аноним

    Отличная статья!!!! Посмеялась даже над собой. Скука — это обязательная часть жизни. Немного я только растерялась, когда не сама ее испытала, а когда мой ребенок стал это говорить. Мы живем очень насыщенной жизнью, всегда я с детками. Но вот надо было минут 20 поработать на компьютере и вот тут я не знала как избавиться от ребенка :)) А он: «Мне скуууучно!» Так и говорить — «Ну, ничего. Здорово! Иди поскучай!» ? :)))

  4. Natalya Vinogradova

    Спасибо))
    Мы, взрослые, учимся останавливаться и прислушиваться, учимся быть с самими собой.
    И рекомендация научить наших славных малышей «умению скучать» — это весьма актуальная рекомендация. Неожиданный угол зрения в воспитании.
    На заметке))

  5. Natalya Vinogradova

    Ирина! В точку — как, впрочем, и всегда)))
    Все чаще в последнее время акцентируется внимание на умении как взрослых, так и детишек наблюдать, умении останавливаться, наслаждаться моментами, когда нет ни телефонов, ни компьютеров, ни извечных «занималок», когда человек предоставлен сам себе. Ребенок — это не уменьшенная копия взрослого, однако научить его «умению скучать» — это очень ценная рекомендация, применение которой к жизни поможет нашим малышам чувствовать свою жизнь, а значит — и уметь жизни радоваться!
    И стоит отметить, что рекомендация эта становится все более актуальной.
    Спасибо Вам!))

  6. Irina Dubinina

    Артур, что Вы имеете в виду? Если статьи, то, конечно, будут! 🙂

  7. Артур Елатонцев

    Будут ли ещё?

  8. Диана Титова

    Мне статья помогла. Спасибо