Первый дистанционный центр развития ребенка

Сказки: «недетская» литература. Учимся читать и обсуждать сказки с детьми. Часть 1.

Опубликовано Июн 22, 2012 в Блог | Нет комментариев

«Вы спросите: а разве нужно уметь читать сказки? Вот уж чему, кажется, учить не надо!  Достаточно вспомнить, с каким трогательным вниманием слушают вновь и вновь свои любимые книжки совсем маленькие дети. Стоит ли специально этому учиться?»

«Детская литература» – это не то же самое, что «литература для детей».

На самом деле, появившиеся в двадцатом веке литературные сказки – о Вини Пухе, Алисе или муми-троллях  — вовсю читаются и цитируются взрослыми. Все они были написаны именно для детей (а некоторые – для вполне конкретного и сегодня известного всему миру ребенка), но сумели их авторы открыть такое удивительное пространство, где граница между детскими и взрослыми вопросами исчезает.

У народных сказок – судьба принципиально иная и все же похожая. Серьезные научные тома написаны об их происхождении, о том, как появлялась древняя мифология, как человек пытался в символических персонажах выразить свои представления о жизни и смерти, уме и глупости, о страшном и веселом. И вот человечество подросло, у него появились и другие способы размышления о мире – наука, искусство, религия. Но что произошло со сказкой? Осталась ли она в прошлом как  памятник наивному детству цивилизации? Вовсе нет – сказки живут, читаются и перечитываются, переиздаются, по-прежнему (и по-новому) любимы не только детьми, но и взрослыми. Сказки – это бесценное сокровище творческих действий. Для того, кто умеет читать.

Вы спросите: а разве нужно уметь читать сказки? Вот уж чему, кажется, учить не надо!  Достаточно вспомнить, с каким трогательным вниманием слушают вновь и вновь свои любимые книжки совсем маленькие дети. Стоит ли специально этому учиться?

Но представьте себе в чем-то похожую ситуацию: вам довелось попасть в незнакомый город. Нужен ли вам человек, который о нем расскажет, поводит по улицам?

Нет, скажете вы, вспомнив монотонный голос экскурсовода, предлагающего «посмотреть направо и налево», я и без этого получу массу впечатлений!

Да, скажете вы, вспомнив случаи (редкие, но счастливые), когда по городу довелось побродить с тем, кто его знает и любит: такой попутчик помогает увидеть скрытое от поверхностного взгляда, и тогда город оживает, наполняется историями и историей, начинает порождать все новые вопросы.

То же можно сказать и о сказке: по ее страницам и в одиночку побродить интересно, но это путешествие можно сделать и просто захватывающим – если помочь обнаружить скрытые от беглого взгляда чудеса. Наверняка  Вы не раз обнаруживали, что даже самая привычная на первый взгляд сказка после обсуждения  начинала сверкать разными неожиданными гранями. Способность к удивлению от этого не исчезает, а, напротив, появляется – ведь удивлению надо научиться! Чем образованнее  человек, тем больше удивительного открывает он в мире, чем менее образован – тем скучнее ему жить.

В народных сказках отразились и способы отношения человека к миру, и способы решения творческих задач. Однако вдумчивое чтение сказки не сковывает, а умножает свободу читателя понимать, создавать и осмыслять мир.

Может возникнуть и такое опасение:   не разрушим ли мы непосредственное детское восприятие своим «методическим вмешательством»? Ведь Арина Родионовна не рисовала с юным Александром Сергеевичем ни схем, ни моделей, а просто рассказывала ему сказки.

Понятно, почему возникает такая тревога: нам кажется, что интеллект (понимание) и эмоции (впечатление) – что-то совершенно не связанное. Но это не так: удовольствие от художественного произведения может получить только тот, кто способен его понять. Многим ли получают удовольствие, слушая концерты Скрябина или читая романы Достоевского? То-то и оно!

Разумеется, подготовленный читатель или слушатель не проводит анализа – он «просто» смеется или плачет над страницами, а другой – неподготовленный — «просто» остается равнодушным (и уныло скучающим). «Неподготовленный» — то есть неспособный обнаружить сложное сплетение противоположностей, которым держится любое произведение.

Ольга Шиян

Если Вы хотите больше узнать о том, какие сказки подходят для каждого возраста, как сочинять их самостоятельно, как правильно рассказывать истории так, чтобы они работали, приходите на курс «Ваша первая терапевтическая сказка»

Вы можете оставить комментарии по статье ниже.

Если Вы хотите получать новые статьи нашего блога по почте, заполните форму «Будьте с нами» справа на этой странице.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *