Первый дистанционный центр развития ребенка

О боязни сделать ошибку

Опубликовано Июл 15, 2014 в Блог | Нет комментариев

О боязни сделать ошибку

Мой старший сын очень любит задачки. Самые разные. Иногда до смешного доходит. Я готовлюсь к занятию математического кружка, подбираю задания. А мой Макс бесцеремонно в сей процесс вмешивается и требует, чтобы я задания на нем опробовала.
— Милый, я сейчас не могу, времени нет.
— Мам, ну, ты что — не можешь мне интересный вопрос задать? Я буду думать, а ты работай.
Ну, что тут сделаешь — приходится отвлекаться и удовлетворять познавательную потребность собственного чада.
Но так не всегда было. Случился у нас период (где-то года в четыре), когда Макс задачки не слишком жаловал. Причем, если я говорила, что вопрос будет необычный, то не жаловал вдвойне. Странная ситуация. Я знаю, что ребенок мой неплохо соображает. Знаю, что найденные мной задачи вполне соответствуют возрасту и действительно интересны. А сын заявляет, что решать их не хочет. В чем дело? Как выяснилось, Макс просто боялся сделать ошибку — «опозориться» и в грязь лицом ударить.
— Мам, а вдруг я неправильно что-то сделаю? — однажды сказал он мне. И я поняла, что надо срочно исправлять ситуацию.
Причин, по которым ребенок боится совершить ошибку и, в результате, отказывается от любого интеллектуального вызова, может быть много. Низкая или, напротив, завышенная самооценка, боязнь критики, страх показаться смешным. В нашем случае это была боязнь разочаровать родителей.
Дело в том, что я частенько совершала обычную для родителей ошибку. – Хвалила Макса за то, что он «такой умница! такой молодец!». Вероятно, мой ребенок стал от этой похвалы зависим и очень боялся ее лишиться. Меня разочаровать. Я его хвалю, а он задачку не решает. Как же так? — вдруг я расстроюсь и больше его хвалить не буду. Лучше уж совсем отказаться от этой задачки. Не рисковать.
Для того чтобы исправить ситуацию, пришлось постараться.
• В первую очередь, нужно было изменить свое отношение к похвале, сделать ее более конкретной и направленной на поощрение усилий ребенка, а не полученного результата.
• В повседневной жизни я стала больше внимания обращать не на «достижения» сына, а на процесс, который к ним привел. Вместо «как ты здорово плаваешь!» — «мне нравится, что ты много тренируешься. Видишь, ты теперь можешь проплыть весь бассейн!».
• Время от времени я рассказывала Максу, что нет на свете ни одного человека, который бы не совершал ошибки. Даже мама не раз это делала (огромные глаза у сына — неужели это правда?) Правда-правда. Привожу пример и рассказываю, как я свою ошибку исправляла.
• А еще нам очень помогли задачки, в которых нет и быть не может единственного правильного ответа. Зная об этом, Макс расслаблялся и без всякого страха самые разные решения предлагал.
Если итог подвести, то главное — уверенность ребенка в том, что его любят не за достижения, а «просто так», что совершать ошибки — это нормально и не страшно.
.

Ирина Рогожкина, wiseparents.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *