Первый дистанционный центр развития ребенка

10 шагов к тому, чтобы научить вашего ребенка читать

Обучение чтению, пожалуй, один из самых спорных вопросов семейного воспитания! Одни родители стремятся начать это обучение как можно раньше и карточки со словами или буквами появляются у детской колыбели одновременно с первыми погремушками. Другие уверены, что начинать надо тогда, когда ребенок сам проявит интерес к буквам и письменности. Третьи настойчиво рекомендуют предоставить дело обучения специалистам, «лучше пусть уж сразу учится как положено», и откладывают все до школы.

Mother and daughter reading a bookКаждое из мнений по-своему обоснованно. Но мы считаем, что если у вас есть желание и возможность заниматься с ребенком, то пусть он придет в школу умея читать! Это не только разгрузит те непростые первые месяцы адаптации к новой школьной жизни, но и позволит малышу освоить тот драгоценный запас детской литературы, который по-настоящему вкусить, пережить, впитать в душу можно только в детстве! Важно только легко и безопасно ввести ребенка в мир книг, привить вкус и любовь к самостоятельному чтению.

Ниже вы найдете список из 10 простых советов, которые помогут вам избежать типичных ошибок домашнего обучения чтению, в частности, самого распространенного дефекта домашних занятий, когда ребенок очень любит слушать, как ему читают, но отказывается учиться читать сам.

Пожалуйста, имейте в виду, что, несмотря на то, что текст разбит на «шаги», они не всегда должны идти в таком порядке. Информация, которую вы найдете здесь скорее для того, чтобы помочь вам увидеть, как взаимосвязаны разные способы начального обучения чтению и для того, чтобы у вас появились новые идеи, которые подойдут именно вашему малышу!

1. Читайте ребенку

Обучение вашего ребенка чтению это процесс, который действительно начинается задолго до школы, еще в младенчестве.  Конечно, речь не о программах, которые утверждают, что можно научить ребенка читать с помощью карточек с буквами у колыбели! То, что я призываю вас сделать, это начинать читать  вашему новорожденному малышу уже через несколько дней после того, как принесли его домой! Совместное чтение это  не просто особое время, которое вы проводите вместе, когда формируются отношения тесной эмоциональной привязанности,  это еще и способ привить ребенку любовь к книгам. Получение удовольствия от совместного чтения – один из важнейших шагов. Если дети не научатся с самого раннего возраста наслаждаться книгой, в будущем это будет мешать им научиться читать, и сам процесс обучения чтению будет проходит намного сложнее.

Сколько нужно читать вместе? Конечно, это полностью зависит от вас и вашей семьи, но нужно стремиться прочитать хотя бы 3-4 книги, даже тогда, когда ваш ребенок еще совсем маленький день (я имею в виду картонные книжки для самых маленьких). Когда он становится немного старше, и может выдерживать бОльшие  промежутки времени, сделайте совместное чтение семейной традицией, читайте, по крайней мере, 20 минут каждый день.

Вот несколько предложений по типам книг для чтения. Но, помните, что, прежде всего, важно читать то, что ваш ребенок любит и на что отзывается!

Рождение-1 год: колыбельные,  картонные книжки с картинками, тканевые книги (с различными текстурами), книжки с песнями.

1 год-3 года: стихи, сборники песен, книги с короткими историями, сказки.

3 года — 5 лет:  книги с алфавитом, песни, иллюстрированные книги, книги с рифмами, истории, сказки.

2. Задавайте вопросы

Задавать вопросы при чтении  отличный способ не только для приобщения вашего ребенка к диалогу с книгой, но и чрезвычайно эффективно  в развитии его способности понимать сюжет прочитанного. Видите ли, если наша главная цель при «чтении» превращается в то, чтобы ребенок  просто произносил (или запоминал) слова, мы полностью упускаем идею развития читательской грамотности.  Даже дети, которые могут долго слушать, когда им читают или сами «читать» бегло, довольно часто  не понимают содержание текста. Если ребенок не может понять, что он читает, в таком чтении действительно нет смысла!

Что можно сделать?

Пока ребенок совсем маленький, показывая ему книжку, можно, например, спросить: «Ты видишь кота?»,  указывая на картинку. Это позволяет не только развивать словарный запас, но и способствует установлению взаимодействия с книгой, которую вы читаете. Когда ребенок  становится старше, попросите его, показать и назвать картинки в книге, изображать звуки, которые произносят животные на картинках.

Когда ребенку уже 2-3 года, начинайте задавать вопросы до, во время и после чтения книги. Покажите ребенку обложку книги, спросите, как он думает, о чем она (предвосхищение, прогнозирование). Во время чтения спросите, как он думает, что сейчас случится или почему персонаж поступил именно таким образом (умозаключение). Если персонаж испытывает сильные эмоции, назовите их и спросите ребенка, чувствовал ли он когда-то что-то подобное (сопереживание). В конце книги обсудите, сбылись ли его предсказания.  Затем попросите его рассказать вам, что он запомнил о том, что происходило в книге (обобщение).

Использование каждой из этих техник в соответствии с уровнем развития ребенка во время чтения вслух, является отличным способом для повышения интереса к книге и пониманию ребенком прочитанного!

3. Будьте хорошим «читающим» примером

Даже если ваш ребенок увлекается книгами с самого раннего возраста, это увлечение быстро проходит, если он не видит дома читающих родителей. Если вы сами не заядлый читатель, сделайте сознательное усилие, чтобы ваши дети видели вас читающим, по крайней мере, нескольких минут каждый день! Читайте журнал, кулинарную книгу, роман, Библию … на ваш выбор! Но покажите ребенку, что чтение является тем, что даже взрослые делают каждый день. Если у вас сын, имейте в виду, что мальчикам особенно важно видеть, как читают их отцы, тем более, что обычно они этого не  делают 🙂

Как родители, мы иногда очень хорошо знаем, что наши дети должны делать, чтобы быть успешным. Но мы забываем, что лучше всего дети учатся на примере. Возьмите книгу и сделайте перерыв … ради вашего ребенка, конечно!

4. Изучайте буквы в повседневных ситуациях

Некоторые родители пишут имя новорожденных  на стене над колыбелью, иногда вышивают на одежде. Обычно дети довольно быстро начинают интересоваться ими.  К двум годам им уже интересно как пишется их имя, имена родителей. Дети пробуют срисовывать буквы. Еще не выучив алфавит, ребенок обычно знает, как прочитать названия магазинов, куда часто ходит с родителями, обложки журналов и книг, которые видит дома.  Но обычно мы все же хотим, чтобы дети поскорее выучили все буквы к определенному возрасту. Родители покупают карточки, диски и пр. пособия.

Не увлекайтесь этим … позвольте вашему ребенку быть ребенком и попадать в «ситуации обучения» тогда, когда это естественно! Детский ум как губка и, конечно, способен запомнить алфавит зубрежкой, но это не самый эффективный метод. Ваш ребенок по природе любознателен,  он видит надписи вокруг себя и, конечно,  будет задавать вопросы. Это и есть хорошая возможность объяснить буквы, звуки и правила чтения на практике, так,  чтобы для малыша это  имело реальный смысл и значение.

Конечно, и изучение алфавита имеет важное значение, но это лишь один их элементов. Гораздо важнее метод, которым  мы учим. Всегда имейте в виду конечную цель, которая заключается в поддержании познавательного интереса к миру в целом и к чтению в частности. Задача —  показать ребенку, как можно получать удовольствие от целостного процесса чтения, а не просто выучить буквы без значения.

5. Разнообразьте речевой опыт ребенка.

Готовность к обучению зависит от того, насколько разнообразную речь слышит малыш,  читают ли в семье или детском саду вслух стишки, поют ли песенки, балуются ритмикой речи и словообразованием? Если всего это нет, то ребенок может до самой школы оказаться не готовым к обучению чтению.

До трех-четырех лет дети не понимают, что слово можно разделить на какие-то части, и что слово можно из каких-то частей составить. Слово МУХА для малыша это одно, а слово МУ-ХА – это совсем другое. И с точки зрения возрастного речевого развития это нормально. Русский язык вполне позволяет баловаться словами: замедлять, убыстрять, делить на части, произносить их и так, и эдак — смысл слов при этом не меняется. Если взрослые в семье ребенка разнообразят свою речь подобными  речевыми красотами, то ребенок способен довольно рано обнаружить, что говорить, оказывается, можно по-разному. Если такого опыта у ребенка нет, то даже в 8 лет он будет не готов к самой идее, что целые слова состоят из отдельных звуковых кусочков.

Помните также, что дети учатся лучше всего, когда несколько чувств или видов активности одновременно  включены деятельность. Можно придумывать ролевые игры со звуками и буквами, развивать мелкую моторику и восприятие, срисовывая и дорисовывая буквы, ну и, конечно, каждый ребенок любит песни и стихи!

6. Разделяйте и классифицируйте жанры

Если вашему ребенку примерно  5 лет, он вполне может понимать  разницу между тем, что реально и тем, что понарошку. Поэтому самое время поговорить о различных  жанрах книг. Попробуйте начать во время чтения вместе. Это может показаться сложным, но на самом деле это не так. Есть около 5 разных жанров детской литературы, которые ваш малыш вполне может различать.   Конечно, вы можете использовать термин «тип» или «вид», а не «жанр», если ребенку это легче понять и запомнить. Классификация может быть, например, такой:

  • реальные истории и факты о животных, мест, людей и т.д.;
  • сказки (то, что понарошку и не может произойти в реальной жизни: магия, говорящие животные и т.д.);
  • фантастика (выдумка, но то, что может технически происходит в реальной жизни персонажей);
  • книги для обучения, например, алфавиту;
  • книги со стихами.

Когда дети относят  книгу к определенному жанру, они должны сначала обобщить ее содержание, вспомнить подробности. Затем, использовать эту информацию, чтобы решить, к  какому типу или  жанру книга относится. Постепенно ребенок научится припоминать  детали и из других книг в том же жанре, тем самым объединяя их в группы. Эта простая деятельность, которая может занять 5-10 секунд вашего времени после прочтения книги, но это, безусловно, стимулирует детское мышление, память, способность классифицировать.

Конечно,  не все книги подходят к одному из перечисленных  жанров, поэтому вы смело можете придумать свой список!

Помните, наша цель состоит в том, чтобы дети учились понимать то, что они читают … Иначе от чтения будет мало пользы. Когда мы провоцируем  детей думать, обсуждать и выбирать книги, которые только что читали вместе, мы моделируем то, что в один прекрасный день они будут делать самостоятельно!

7. Играйте с рифмами

Подбирайте группы слов, которые рифмуются. Это помогает детям осознавать звуковую сторону слова —  очень  важный навык, который позволяет начать «читать» путем группировки и перекомбинации звуков внутри слова. Вы можете сами придумать веселые рифмовки или посмотреть их здесь. Например, «стоит в деревне старый дом, в сети к нам попался сом!». Попробуйте продолжить это стихотворения со словами «том» и «ком» 🙂

8. Играйте со звуками (распознавание фонем)

Фонемы это мельчайшие единицы звукового строя языка. Например, в русском — шесть гласных и тридцать шесть согласных фонем. Конечно, мы не готовим ребенка для поступления на филфак, но различение на слух, например,  мягкости и твердости согласных чрезвычайно важно для последующего овладения техникой чтения! Если еще в добуквенный период ребенок научиться свободно переходить  от твердого согласного звука к его мягкой паре (и обратно), то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению – слияние двух букв в слог. Примеры игр со звуками можете посмотреть здесь.

9. Декодирование или расшифровка

Под расшифровкой имеется в виду распознавание звуковой стороны слова. Это важный элемент в обучении вашего ребенка читать. Как только ваш ребенок узнает, как звучит каждая буква (из реальных, значимых ситуаций), он готов приступить к соединению звуков (букв) вместе. При взгляде на короткое слово, попросите его сказать каждый отдельный звук /к /, /о/, /т/, а затем сложить их вместе «кот».

Как только ребенок научится декодировать (складывать) звуки (буквы) с легкостью, он станет легче автоматически идентифицировать слова. Иногда ребенку это сложно и сама задача является утомительной, поэтому очень важно найти творческие способы и сделать это весело, в игровой форме. Можно, например, использовать пальчиковые куклы…

10. Как начинать вводить буквы?

Первое и главное правило:  впервые показывая ребенку буквы, надо произносить не официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает! Звук этот старайтесь петь, тянуть как можно дольше и при показе буквы, и при произнесении слов с этой буквой.

Второе правило: наши русские буквы – это не иероглифы, обозначающие слова, а знаки звуков! Поэтому стандартная детская азбука, где каждая буква соотнесена с каким-то определенным предметом и только с ним, может вызвать у ребенка ненужные ассоциации и привести к недоразумениям.  Например, обезьянка, которая в азбуках неизменно сидит возле буквы «О»,  может запутать ребенка, говорящего «(А)безьянка», и он еще долго будет путать буквы А и О.

Чтобы между буквой и словом не возникало ненужных ассоциаций, вводя букву, надо подобрать как можно большее количество слов, которые начинаются с соответствующего звука. Старайтесь, чтобы на картинке было изображено несколько таких предметов. Например, С – санки, самолет, сапоги и т.д.

Это всего лишь несколько практических советов, которые вы можете использовать каждый день.  Описанные шаги помогут разбудить в ребенке интерес к слову, к языку, способствуют развитию детской любознательности, особенно если вы будете строить занятия в соответствии с интересами вашего малыша.  Ведь, конечно, каждый ребенок требует индивидуального подхода и невозможно реализовать все эти шаги с детьми любого возраста и характера, так что пробуйте, экспериментируйте и делитесь в комментариях ниже своими идеями и мыслями.  Какие из советов вам удалось использовать? Что оказалось наиболее эффективно?

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

2 комментария

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.

  1. Светлана

    Добрый день! Очень признательна Вам Ирина и всей команде, за отличные советы в одном месте. СПАСИБО! Будем с младшим сыном практиковаться!

  2. Светлана

    Спасибо Вам Ирина и всей вашей команде за такой интересный материал., изложена вся суть, все ясно и понятно. Еще раз СПАСИБО!!!